Как часто, будучи за рулем, вы сигналите другим автомобилистам? А собираете персональные данные?
Комментирует бизнес-юрист адвокатского бюро «Гриц и партнеры»
Александра Черёмина
Дата публикации: 02.04.2025
Привычный шум мегаполиса – на дорогах все сигналят повсеместно. При этом формально, по закону, без веского повода сигналить все же нельзя – более того, за это можно получить штраф.
Для тех, кто давно получил права или просто удивленных: да, есть, ст. 12.20 КоАП РФ, и за необоснованную подачу звукового сигнала грозит предупреждение или штраф 500 ₽. То же касается включения «аварийки» и «моргания» дальним светом без повода.
Если вы спросите у своего окружения получали ли они подобный штраф, скорее всего, ответ будет отрицательным. А даже если и да, то что? Штраф слишком незначительный, чтобы за него переживать.
😕 Теперь представим, что штраф стал 100 000, 300 000, 500 000 рублей за каждое нарушение. Даже так: теперь штраф – миллион!
Вдовесок допустим, что штрафы по этой статье увеличивались бы несколько лет подряд, становясь предметом громких инфоповодов – мол, вас вот-вот начнут штрафовать.
Если вы уже не уверены, что сигналили бы так часто, как сейчас, знайте, речь идет про законы о персональных данных, а не правила дорожного движения. И да, бизнес постоянно рискует, потому что штрафы именно таких размеров в этой области – за каждое "мелкое" (на ваш взгляд) нарушение.
Вот пример из жизни, знакомый каждому:

На сайте известного бренда одежды в чате с поддержкой прошу отложить вещь в другой стране. Я не регистрируюсь в личном кабинете, не даю свои персональные данные или согласие на их обработку, и уж тем более не даю согласие на рекламную рассылку. Вещь откладывают по переписке, мой человек ее забирает и сам отправляет в Москву.

Проходит неделя. Я получаю от магазина сообщение с предложением посетить магазин, оценить новую коллекцию и бла-бла-бла… не люблю, когда мне спамят – уверена, вы тоже.
Для тех, кто не сильно погружен в специфику закона о персональных данных или рекламы, ниже «ценник» одного такого сообщения:
ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ – нарушение законодательства о рекламе – штраф от 100 тыс до 500 тыс рублей для юрлиц;

ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ – обработка персональных данных без согласия – штраф от 300 тыс до 700 тыс рублей для юрлиц;

ч. 4 ст. 14.3 КоАП РФ – рекламная рассылка без согласия – штраф от 300 тыс. до миллиона рублей;
Что отделяет компанию от получения штрафов «3 в 1» (да-да, они суммируются) и проверки сразу и Роскомнадзором, и ФАС в этом случае?
Одна жалоба, один случай. Будь то ваш покупатель, работник, левый пользователь сайта или внеплановый контроль госорганов.

А далее, как снежный ком, при проверке могут выявиться и другие нарушения.

Тот, у кого бизнес побольше, совокупность штрафов может пережить и сделать выводы. А для малого и среднего бизнеса это может послужить критическим ударом.
‼️Мой поинт в сравнении правил ПДД и обработки ПДн: готовы ли вы сыграть в all-in?
Быть предпринимателем – значит, постоянно сопоставлять риски и потенциальную выгоду.

Поэтому предлагаю даже поверхностно пройтись по «прайс-листу» штрафов за нарушения в сфере рекламы и персональных данных.

А с весны 2025 в части размеров штрафов прайс становится еще кусачей.

Для сравнения, проектный юрист всего за несколько дней может:
01
подготовить или обновить документы на сайте;
02
провести инструктаж вам и вашим сотрудникам;


03
привести локальные акты и договоры в порядок;

уточнить маркетинговые ходы согласно закону и много, многое другое.
04
Все это – чтобы минимизировать долю того самого неприятного «случая», того самого «сигнала на миллион».
Все это в условиях, когда один штраф запросто превышает даже среднемесячную зарплату специалиста?
Законы да, они такие – математика для размышлений предпринимателей о необходимости юристов 🙂
Дата редактирования: 02.04.2025
© Адвокатское бюро «Гриц и партнеры», 2025. Все права защищены
Способы связи с нами
Москва, 1-й Щипковский переулок, дом 1
Можете позвонить нам
Будем рады видеть вас в офисе
Можете написать нам
Готовы вас принять в будние дни с 10 до 18. Пожалуйста, предварительно согласуйте с нами ваш визит.